Йон Айвиде Линдквист «Впусти Меня»
«Чем
ближе подпускаешь к себе человека, тем больнее он тебя ранит. Недаром она свела
все свои отношения к непродолжительным знакомствам. Нельзя никого пускать к
себе в душу. Изнутри только проще причинить боль. Уж лучше искать утешение в
самой себе. С отчаянием тоже можно жить, когда ты один. Когда нет надежды»
Вампир в данном романе
слово далеко не ключевое. Ключевые слова здесь, пожалуй, это одиночество
и безысходность.
Именно одиночество и безысходность проходит через
весь роман.
Здесь одиноки все - Оскар, Эли, Хокан, Томми, Вирджиния, Лакке... И в итоге побороть обстоятельства получается лишь у Оскара и Эли. Хотя поборол ли их Оскар? Любит ли его Эли? Скорее всего - нет, и его, рано или поздно, ждёт судьба Хокана. Потому что ничего нельзя изменить, роли утверждены, от нас остаётся лишь их сыграть...
Вообще, роман очень неоднороден, судите сами - порой встречаются милые и забавные сценки вроде этой:
Эли демонстративно закатила глаза, указывая на владельца палатки, стоявшего внутри и смотревшего маленький телевизор:
А встречаются и вот такие:— Это он? — (Оскар кивнул.) — Вылитая обезьяна!Приложив ладонь к уху Эли, Оскар шепнул:— Он пять лет назад сбежал из зоопарка. До сих пор ищут.Эли прыснула и приложила ладонь к уху Оскара. Ее теплое дыхание заструилось в его голове.— Нет, не ищут! Они просто его здесь заперли!Взглянув на продавца, они расхохотались, представляя его обезьяной в клетке, набитой сладостями. Услышав их смех, продавец повернулся к ним и нахмурил мохнатые брови, что лишь увеличило сходство с гориллой. Оскар и Эли захохотали так, что чуть не упали, закрывая рты руками и изо всех сил стараясь сохранить видимость приличия.Палаточник наклонился к ним:— Что-нибудь будете?Эли тут же сделала серьезную мину, отняла руки от губ, подошла к окошку и ответила:— Банан, пожалуйста.Оскар фыркнул и крепче прижал руку ко рту. Эли обернулась и, приложив указательный палец к губам, шикнула на него с наигранной строгостью. Продавец по-прежнему стоял у окошка.— Бананов нет.Эли изобразила искреннее недоумение:— Как, нет бананов?!— Вот так, нет. Что-нибудь еще?У Оскара сводило скулы от еле сдерживаемого смеха. Спотыкаясь, он отбежал к почтовому ящику в нескольких шагах от палатки, прислонился к нему и расхохотался, содрогаясь всем телом. Эли подошла к нему, качая головой:— Бананов нет.Оскар выдохнул:— Наверное… все… съел!
Вошли три парня лет тринадцати-четырнадцати. Один хлестал другого по заднице скрученным полотенцем.— Да отвали ты, блин!Хокан пригнулся, чувствуя, как эрегированный член тычется в угол, будто в твердые, широко раскрытые ягодицы.Спокойно. Спокойно.Он снова выглянул. Двое из парней сняли плавки и, наклонившись, рылись в своих шкафчиках в поисках одежды. Его пах свело мощной судорогой, и брызнувшая сперма потекла по стене на скамейку, на которой он стоял.
Вторых, надо признать, в книге куда как больше. В
принципе, автор описывает обычную действительность рабочего района. Родители
работают с утра до вечера, их дети, лишённые родительского внимания, нюхают по
подвалам клей. Сильный ест слабого. Многие уже отчаялись что-то поменять в
своей жизни, и поэтому прикладываются к бутылке. Моральные ценности нынче не в
моде. Очень напоминает современную Россию, не так ли?
Вообще, автор много рассуждает о современных
тенденциях в обществе. Например, как рассуждает Эли?
— Я тебя люблю.— Да.— А ты меня любишь? Хоть немного?— Ты сделаешь это еще раз, если я скажу, что люблю?— Нет.— Но, по-твоему, я все равно должна тебя любить?— Ты любишь меня, только когда я помогаю тебе выжить.— Да. А разве не в этом заключается любовь?— Если бы я знал, что ты меня любила бы и без этого…— То что?— Может, я бы это и сделал.— Я тебя люблю.— Я тебе не верю.
Большинство современных девушек рассуждают
точь-в-точь как Эли. Если начинаешь заводить отношения с девушкой - ты ей
должен. Кровь, шубу, автомобиль - не так важно. Но ты должен. Ведь это же нынче
значит любить, верно?
Ещё очень понравились рассуждения автора о религии:
Смотритель шел с торжественным видом, неся урну прямо перед собой, пока священник нашептывал матери слова утешения, и все это казалось таким жалким и смешным. Эта маленькая деревянная баночка с крышкой в руках у мужика в рабочем комбинезоне — будто все это имело хоть какое-то отношение к его папе. Все это походило на чудовищный фарс.
Томми подыхал со скуки. Прошло всего полчаса, но он бы куда с большим удовольствием сидел и тупо пялился в стену. «Будь благословен», «Возликуем», «Радость Господня» — так почему же все сидят с таким видом, будто смотрят вечерний матч между Болгарией и Румынией? Да потому что для них это пустой звук — все, о чем они тут читают и поют.
Единственное, что мне не понравилось (судя по
отзывам, далеко не мне одному), это сцена, где Хокан насилует Эли. Похоже на низкопробную
порнографию или сценку из очередного хентая (что по сути одно и тоже).
Итог: Пощёчина
современному обществу. Социальная драма с примесью фантастики. Читается очень
бодро и, что намного важнее, заставляет задуматься об укладе жизни в современном
обществе. Рекомендую!
8/10
Комментарии
Отправить комментарий