Меланхолия (2011)

Конец света – это прежде всего состояние сознания


Меланхолия открывается красивейшими образами смерти под музыку Вагнера. Вот с неба падают мёртвые птицы, вот сгорает картина, вот замертво валится чёрный конь, вот люди, явно пытающиеся спасти свою жизнь, продираются через всевозможные преграды. Только им не убежать. Потому что бежать — некуда. Пришествие Меланхолии неизбежно, как смена дня и ночи. Земля и Меланхолия. Танец смерти.

Как и большинство фильмов фон Триера «Меланхолия» - потрясающе красива

Часть 1. Жюстин.


Жюстин выходит замуж. Казалось бы, в жизни каждой женщины это одно из самых приятных событий. Однако, через некоторое время, после прибытия на торжество, она начинает вести себя довольно странно. Со временем становится понятно, что ей не очень-то и приятно находиться здесь, среди всех этих людей, симпатий к которым она явно не испытывает. Здесь её начальник, которого она ненавидит. Здесь её сестра, которая заставляет её вести себя «нормально». Даже жених, который уже распланировал всю их общую совместную жизнь, не удосужившись спросить её мнения по этому поводу. Единственный, кого она действительно рада здесь видеть, — это ее чудаковатый отец. Конец свадьбы предсказуем — замуж она так и не выходит, увольняется с работы, ссорится практически со всеми родственниками, но тем самым открывает себе двери в новую жизнь…

В этой части Ларс фон Триер (а личность Жюстин по большей части скопирована с него) показывает свой страх перед обществом (об этом он не один раз заявлял в интервью). Ведь общество, в основном, вовсе не хочет, чтобы отдельный индивид был счастлив. Общество хочет, чтобы отдельный индивид делал вид, что счастлив, соблюдая рамки, этим обществом и навязанные. Что у него по-настоящему на душе — не волнует практически никого. «Здесь ты лишь социологическая единица, а не человек. Машина, которая должна вести себя так, как того требует общество» — говорит нам режиссёр.

Часть 2. Клэр.


После неудавшейся свадьбы Жюстин приезжает к своей старшей сестре, Клэр. Оказывается, что бедняжка страдает от хронической депрессии настолько, что у неё «полное равнодушие к жизни». Тем временем к Земле движется планета Меланхолия. И хотя муж Клэр, астроном-любитель, пытается её успокоить, утверждая, что их траектории не пересекутся, старшая из сестёр начинает всё больше нервничать, в то время как младшей, наоборот, с каждым днём становится всё лучше.

Во второй части фильма фон Триер показывает своё отношение к людям вообще. «Земля – это зло. Не нужно по ней горевать. Никто не станет о ней сожалеть» — высказывает мысли режиссёра героиня Кирстен Данст. Люди погрязли во лжи, пороке, зле. Обратите внимание на кадр с червями, копошащимися в земле. «Вот кто вы, люди!» - заявляет фон Триер. «Вы — лишь черви, не достойные никакого спасения. У вас есть лишь один выход — смерть».

Вот такими людей видит Триер

Также на протяжении всего фильма идёт противопоставление двух сестёр. И если Жюстин — это горная речка, бурная и непредсказуемая, то Клэр — запруда, течение в которой практически отсутствует. И если в начале фильма сумасшедшей выглядит героиня Данст, то в конце, всё меняется с точностью до наоборот, и ненормальной кажется уже героиня Генсбур. Просто кто-то рождён жить, а кто-то — умереть.


Подытоживая, добавлю немного от себя — я никогда не понимал таких людей, как Клэр. Я абсолютно не понимаю, кто такие «все» и почему многие хотят, чтобы всё у них было, как у этих «всех». «Знаешь, что я думаю о твоём плане? По-моему это полное дерьмо» — отвечает Жюстин, на предложение «правильно» провести последние часы за бокалом вина на террасе. И я с ней полностью согласен, ведь это абсолютно неважно. Танец смерти закружит всех.

8/10

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Логово Змея (1995)

Кунг По: Нарвись на Кулак (2002)

Ядерный Титбит