Сара Груэн «Воды Слонам!»

 

Когда вам пять, ваш возраст известен с точностью до месяца. Даже когда вам за двадцать, вы еще помните, сколько вам на самом деле лет. Вы говорите: мне двадцать три. Или, допустим, двадцать семь. А вот после тридцати начинаются всякие странности. Сперва – просто сбой, минутное колебание. Сколько вам лет? Ну, как же, мне… – уверенно начинаете вы и вдруг останавливаетесь. Вы собирались ответить, что тридцать три, но ведь это неправда. Вам тридцать пять. И тут вас одолевает беспокойство, вам кажется, что это начало конца. Да так оно и есть, только пройдут десятилетия, прежде чем вы это признаете.

Перед нами – Якоб Янковский. Ему девяносто. Или девяносто три. Или так, или этак. Семьдесят лет он хранил свою тайну ради неё, ради её безопасности. Но сегодня он поведает нам свою историю…

Я прочитал книгу после просмотра одноимённого фильма и должен сказать, что то, что казалось мне неплохим сценарием, как-то померкло в форме романа. Но самая удавшаяся часть книги (что в фильме вообще полностью отсутствует) – это не приключения молодого Якоба, любовь к Марлене, его работа в бродячем цирке – нет. Самая удачная часть – это как раз Якоб в доме престарелых. Вот где по-настоящему становится грустно и как-то щемит на душе.

Мы прожили вместе шестьдесят один год — и вот она сжала мою руку и в одночасье угасла.
Порой я готов отдать что угодно, лишь бы она вернулась, но на самом деле даже рад, что она ушла первой. Когда ее не стало, что-то во мне надломилось. Казалось, жизнь закончилась — и я не хотел бы, чтобы эта участь досталась ей. Остаться в живых куда как более гадко.

Раньше мне думалось, что лучше дожить до глубоких седин, чем наоборот, но теперь я засомневался. Все эти игры в лото и спевки, ветхие старички и старушки в инвалидных креслах, по всему вестибюлю, – да тут любой возжелает смерти. Особенно если вспомнить, что я и сам – один из этих ветхих старичков, отправленных в утиль.
Но тут ничего не поделаешь. Все, что мне остается – ждать неизбежного, наблюдая, как тени прошлого врываются в мое праздное настоящее. Они громыхают и рокочут, и вообще чувствую себя как дома, ведь моя жизнь больше ничем не заполнена. Бороться с ними я уже бросил.

Хотя книжка написана хоть и простенько, но, тем не менее, цепляет. Я уже знал сюжет, но читать было всё равно интересно. Не в последнюю очередь из-за постоянных переходов молодой Якоб – старый Якоб.

Если же выбирать, между фильмом и книгой, скажу так – это два самодостаточных произведения. Лучше всего ознакомьтесь и с тем, и с другим.

Итог: история воспоминаний одного человека. Написано простенько, но интересно и самое главное – с душой.

7/10

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Логово Змея (1995)

Кунг По: Нарвись на Кулак (2002)

Ядерный Титбит